Праздник Рождества

Рождество — один из самых мистических праздников в древних славян. Оно меньше связано с сельскохозяйственным циклом, а больше со строением и движением вселенной. Первый день празднования — день, в который длина светового дня начинала увеличиваться после зимнего солнцестояния, обычно приходился на 23-24 декабря по современному стилю, считался началом астрономического нового года. В отличие от сельскохозяйственного нового года, который являлся началом работы в поле, на святки «рождалось новое солнце», время «поворачивался на весну». Новое солнце воплощалось в образе ребенка, похищенного лютой ведьмой Зимою, которая превратила его в волка. Но светлые силы, конечно, побеждают, горячие лучи молодого солнца сжигают волчью кожу, оно освобождается из плена темных сил и постепенно «взрослеет», с каждым днем набирая сил к весне.

Само слово «святки» имеет происхождение от латинского calendae, «Календа» — название первого дня каждого месяца (от того корня пошел и «календарь»), а так же от древнего названия солнечного диска — Кола.

До рождества обязательно ответственно готовились. Убирали дом, убирали ее самодельными украшениями, делали, когда был нужен, ремонт всех хозяйственных строений на подворье. К Рождеству старались сшить новую одежду (по этому сейчас в чем встречать новый 2011 год, у многих не вызывает сомнений) обязательно помыться в бане. Новый год и новое солнце некрасиво встречать, если непорядок в хозяйстве или в душе. Вот и сейчас стараются люди к новому году доделать начатые дела, рассчитаться с долгами, убрать жилье. А вот вместо обычной в наше время новогодней ели основным украшением дома того времени был сноп зерна, который вносили в дом в первый день рождества и держали там до последнего. Вместо снопа могла быть и соломенная кукла, которая представляла собой новорожденный год.

Рождество — праздник веселый. Особый праздничное настроение создавало, пожалуй, и то, что до начала работ в поле — самое тяжелое время для наших предков — было еще далеко. Даже больше — на рождество нельзя было делать никакую работу, ни ткать, стирать, готовить дрова — можно было только веселиться, чтобы поддержать силы света своим настроением и дороговато. Продолжались рождество примерно 2 недели, до Велесового дня, который приходился на 6-7 января по современному стилю. Особое место в праздновании рождества отводилась обрядовой столу и праздничным блюдам. Стол, конечно, должен быть богатым, чтобы следующим годом иметь хороший урожай и здоровье для людей и животных. Под скатерть на стол клали сено, которое после ужина скармливали коровам, что должно было уберечь их от волков и поспособствовать увеличению днях молока. В каждой, даже самой бедной, доме на рождество доставали из тайников мясо и колбаса, сало, орехи, яблоки, мед. От главного блюда празднования — сочельника (ячневая каша с добавлением меда, орехов, шкварак) — взяли название три обязательные праздничные ужины. В первый день проводилась «постная кутья» — на столе были блюда из рыбы, овощей, грибов, сушеных фруктов, меда, и, конечно, та самая ячневая каша-кутья с медом. Варили ее тоже необычно, а второй час ночи старшая женщина в семье шла в амбар за зерном, а старший мужчина — за водой. Воду и зерно нельзя было трогать до того момента, как будет готова печка. Заготовленной таким образом кутьи уделялось особое магическое значение, она должна была уделять всем здоровья, сил, удачи. Начинал ужин, как обычно, хозяин, кроме того за стол так или иначе приглашались все предки. Остатки кутьи подбрасывали под потолок, чтобы ячмень следующим годом принес высокий. После этого крупу скармливали домашним птицам. На отдельной талерачцы была и каша для Зюзи, зимнего бога, чтобы восстановить его, так как морозы в период рождества были, пожалуй, самыми сильными за всю зиму. Этот довольно распространенный обычай сохранился в некоторых странах и по сегодняшний день — традиция ставить на новый год за окно тарелочки с зерном.

Вторая кутья, жирная, богатая, щедрая — проводилась через неделю, по времени совпадала с современным новым годом. Как следует из названия, в этот вечер на столе были блюда из мяса всевозможных сортов — вареного, жареного, печеного, колбасы, ветчины, кутья из поджарок.

Третья сочельник приходилось на конец праздничной недели, Велеса день, обычно 6 января по современному стилю и называлась «водяная». Возможно, такое название она получила позднее, уже в христианские времена, потому что совпадала с церковным праздником крещения . Но есть вероятность, что за две недели празднования и набивки желудков, запасы значительно уменьшались и каша на воде — пожалуй, единственное, чем можно было угощать гостей под конец рождества.

Невозможно представить себе Рождество без мистерии. Она начиналась в первый же день и заканчивалась последним. Во время зимнего солнцестояния, как и остальные такие же даты, для наших предков открывались двери между миром естества и мечты, живых и умерших, все было проникнуто божественным и опасным духом тайны. Время считался благоприятным для колдуны да бесов, что насылают на землю трескучие морозы, но также и для гаданий, заклинаний и оберегов. Для белорусов это исконное праздника и до сегодняшнего дня всегда остается радостным, величественным и оптимистичным.

На рождество, особенно в первый вечер, принято было собираться вместе, всей семьей, причем приглашали на празднование не только живых членов родства, но и предков. Считалось, что они вместе со всеми садятся за стол, и если понравится им ужин — обязательно «закажут словечко» и помогут живым во всех существенных делах.

Нельзя не вспомнить и о «колядование» — одну из самых ярких традиций, что дошла до современности. Считалось что только свадьба, шумливые гулянья могут напугать злодеев, вылезших с того света, да соблюдать людей от них. Молодежь собиралась вместе, переодевались в костюмы существенных тотемные животных (медведя — воплощение Велеса, корову, козу, лошадь — символы достатка, богатства, аиста — что считался талисманом удачи, строя) и ходили по домам, распевая рождественские песни с пожеланиями всего лучшего, прославляя силы света и играя на музыкальных инструментах. Чем чаще упоминались различные магические формулы, тем более действенными они считались. Хозяева же, которых они посетили, давали в благодарность за защиту от бесов различные сладости. Чаще всего это были орехи, семечки, пряники и печенье, сухофрукты, позже — конфеты. Эта еда считалась жертвой благоприятным к человеку баствам, чтобы заручиться их помощью. Отказать колядовщика в угощением было то самое что навлечь на себя немилость всех тотемные животных, лишить себя благополучия на весь следующий год. С полными мешками угощений колядовщики собирались в одном месте, в большом доме или на улице, где вместе «приговаривали» дары, жгли костры, пели и танцевали вокруг их, чтобы своей бодростью и подняты настроением помочь светлым силам одержать победу над темными. Ну и чтобы согреться, конечно, потому что погода стояла холодная.

От той поры и по сей день сохранился обычай устраивать маскарад на новый год, обмениваться подарками, водить хороводы. Переодевания в маски имело не только религиозное значение, но и психологическое. Человек, надев маску, уже считался будто не самим собой, и мог позволить себе много больше, чем приписывали строгие порядки, особенно во времена христианства.

А еще на Рождество обязательно ворожили. С первой сочельником — на урожай, а после — на женитьбу и приплод домашнего скота — кому что больше интересовало. Бросали на дорогу ботинки, спрашивали имена, лили воск в холодную воду, а самые смелые ходили гадать в баню.

Очень распространенными были в это время «шуточные» женитьбы, своеобразные игры, которые имели целью познакомить молодежь, создать благоприятные обстоятельства для отношений. Примером такого рода игр являются аналоги «ручейка», все возможные «догонялки» парнями девушек, «бояре» и другие. В атмосфере игры, «недействительности», юмора молодежь знакомилась и разбивалось по парам гораздо охотнее, и очень часто случалось, что составленные во время рождественских игр пары летом или под осень устраивали настоящую свадьбу.

В некоторых местах проводили специальный «конкурс красоты». «Мисс святки» обычно становилась самая толстая молодуха, которая олицетворяла собой щедрость, богатую количество пищи и вообще богатство, здоровье.

Второй день рождества традиционно считался днем, когда заканчивался срок службы наемных работников. В этот день хозяин расплачивался с работником, они обменивались впечатлениями друг о друга, выражали, когда те были, свое недовольство и обиды. После этого решали все свои конфликты, рассуждали как быть, публично мирились, чтобы не нести бремя обиды в новый год и договаривались на следующий год либо расходились каждый своим путем. И теперь люди стараются решить старые конфликты и приближение нового года — лучшее время чтобы оставить споры в прошлом.

В течение рождественских недель среди более старшего поколения было нормально ходить в гости к родным и друзьям. Угощали гостей обычно колбасами, блюдами из мяса, птицы, рыбы, водкой.

В последний вечер рождества, на третье сочельник, проводился обряд «записывания» рождества. Хозяин мелом рисовал кресты на всех дверях, чтобы нечистая сила, что убежала во время веселого праздника, не смогла проникнуть в дом или сарай. Так заканчивалась самый веселый и самый любимый нашими предками праздник.

Позже, с приходом христианства, рождество подчинили под религиозный праздник Рождества Христова, и так как полностью уничтожить любимые народом веселый традиции не удалось, они были немного изменены на церковный лад. Так, рождественские песни и небольшие театральные постановки начинались церковными гимнами и библейскими эпизодами, новорожденного Кола изменил Иисус. Но магический смысл праздника, богатый стол, подарки, походы в гости друг к другу, маскарад, мистический дух рождения нового, тайны и сказки так и остались с нами по сей день.

Другие публикации:

  1. Свадьба – праздник детей и родителей Свадьба – день, когда у всех взволновано стучат сердца. Хочется,...
  2. Праздник для автолюбителей Весна не за горами, а значит, пришло время напомнить о...
  3. Праздник живота Мы любим вкусно поесть и с этим никак не поспоришь....
  4. Праздник жизни «НСГ» Праздник жизни «НСГ» 17 августа 2008 года в «Президент-отеле» состоялось...